Патологоанатомы шутят: благодаря хорошей мотоэкипировке мотоциклисты поступают к нам целыми. И мы часто слышим заявления вроде: «Чувак, как тебя защитит черепаха, если врежешься в зад грузовика на скорости 160 км/ч?». Или: «В шлеме я плохо вижу, да и вообще ездить без него на самом деле безопаснее».
Друзья, это полный бред. Мотокуртка с черепахой защитит ваше тело в большинстве аварий. Шлем-интеграл, одобренный DOT, избавит от выбитых зубов и челюстно-лицевой хирургии. И ни одни, даже самые плотные джинсы не спасут от «асфальтовой болезни».
Так ли страшна «асфальтовая болезнь»?
К сожалению, многие начинающие байкеры считают, что «асфальтовая болезнь» — что-то вроде ободранных коленок в детстве. На самом деле это серьезные повреждения. Смотрите, что происходит: при движении на обычной городской скорости в 60 км/ч после падения с мотоцикла гонщик скользит по асфальту 40–60 метров. Кожа стирается быстро, часто травма доходит до кости. Вы как будто движетесь по гигантской терке. При этом в рану попадают частички асфальта, грязь, вплавляются волокна брюк. Хирургам предстоит буквально собирать тело по кусочкам. При обширных поражениях гонщику требуется пересадка кожи. Даже легкие травмы будут мешать обычной жизни, потому что заживают они медленно и болезненно — неделями, а то и месяцами.
Судя по вопросам, поступающим в «ХОТМОТ», против спецобуви и перчаток мало кто протестует. Основные дебаты ведутся по выбору шлема, мотокуртки и мотоштанов. О них и поговорим.
Что по поводу шлема?
Мы слышали мнение, что полный экип носят только новички. А профессионалу якобы этого не нужно: он отлично водит и уверенно чувствует себя на дороге. Кстати, такую позицию чаще всего высказывают по поводу шлема. И обзор в нём не очень, и визор потеет, и даже шею сломать можно.
Запомните! Ни один суперпрофессионал, даже если он водит как Фабио Квартараро, не застрахован от случайностей. Вылетела птичка, кто-то решил повернуть направо из левого ряда, и вот вы уже на асфальте. |
Счетная палата США (GAO) приводит статистику:
- уровень смертности у мотоциклистов в шлемах на 73 % ниже, чем без них.
- частота серьезных и критических травм у байкеров в шлемах на 85 % ниже, чем без них.
Как работает шлем?
Твердая скорлупа рассеивает энергию удара по большей площади. Это уменьшает давление в конкретной точке. Амортизирующие материалы продлевают время прохождения импульса, снижая его пиковое значение.
Без шлема площадь черепа, затронутая ударом, может быть около 10–15 см2. В нём такая же сила удара рассеивается примерно по 20 % поверхности защиты.
Что касается амортизации, представьте, как два айфона падают с одной высоты. Один ударился о бетонный пол и не подлежит восстановлению. Второй попал в 20-сантиметровый слой пеноматериалов, и с ним всё в порядке.
Миф про перелом шейных позвонков якобы из-за шлема тоже не соответствует действительности. Есть данные, указывающие на прямо противоположное. Шлем-интеграл поглощает энергию удара, вы не дергаете головой резко, поэтому риск перелома позвоночника снижается.
Сотрудники травмпункта в Висконсине, США, опубликовали на PubMed результаты исследования за 5 лет работы. Из 1061 жертвы мотоциклетных аварий травма шейного отдела позвоночника была у 114 байкеров без шлема. В нём — только у 24. |
Можно ли носить обычную кожаную куртку?
Еще один частый вопрос. И там, и там кожа. Зачем переплачивать за мотоэкип?
Обычная кожаная куртка не обеспечивает нужного уровня защиты. Ее задача — беречь вас от ветра и холода, но не от столкновения с асфальтом. Толщина кожи в мягкой городской куртке — до 0,7 мм. В хорошей мотоциклетной — от 1 до 2 мм. Это дает вам достаточную защиту, но не стесняет движений.
Кроме того, в мотокуртках используются двойные швы, в первую очередь в зонах удара. Они дают дополнительную прочность. Например, при падении на асфальт можно не бояться, что нитки протрутся и куртка распахнется. Производитель также предусмотрел возможность добавить защиту или надеть черепаху.
Какая защита у плотных джинсов?
Коротко: никакой. Даже если это прочные Carhartt. Тем не менее мотоциклисты часто носят их вместо мотоштанов. Как правило, до первой аварии, когда ткань просто разлетается на волокна от соприкосновения с асфальтом.
Даже при движении на скорости до 60 км/ч джинсы из денима дадут вам примерно 0,5 секунды, прежде чем пострадает кожа. Это фактически ничего. Например, по устаревшему стандарту CE EN 13595 (действителен до марта 2023 года) материалы для мотоэкипировки должны выдерживать не менее 1 секунды при контакте с асфальтом. Для денима это 0,5 с, для кожи толщиной 1,4 мм — 5,8 с.
Обновленный стандарт EN 17092 требует проверки на Дармштадской машине, которая имитирует нагрузку на экип при скольжении по дорожному покрытию. Смотрят отсутствие сквозных отверстий на разных скоростях. Минимальный класс B, например, получили джинсы из комбинации эластичного денима и параарамида (кевлара) компании Hood. Обычные проверку не выдерживают.
Посмотрите, что происходит с мотоциклистом в обычных джинсах и футболке. Деним просто испарился, как только его колено коснулось земли!
Не будьте как он — выбирайте проверенную мотоэкипировку в салоне «ХОТМОТ».
- Комментарии